Как ФНС проверяет онлайн-кассу
Порядок применения онлайн касс регулируется в соответствии с требованиями Закона № 54-ФЗ, контроль за соблюдением его выполнения осуществляется налоговыми органами.
1 марта 2022 года вступили в силу поправки ст. 7 Закона № 54-ФЗ о проведении проверок применения контрольно-кассовой техники. Согласно закону:
- плановых контрольных мероприятий больше не будет, остаются только внеплановые;
- налоговая инспекция не будет предупреждать контролируемое лицо о выездной проверке онлайн-касс;
- проверки могут проводиться по месту нахождения налогоплательщика или месту установки ККТ, даже в жилых помещениях.
С 1 января 2023 отсрочка на проверки применения онлайн касс и полноты учёта выручки не работает. И с 2023 года плановые проверки онлайн-касс возобновляются и будут проводиться в общем порядке. Остальные пункты поправок действуют в установленном режиме.
Плановые и внеплановые проверки
Контрольные мероприятия включают в себя проверку документов, контрольную закупку, наблюдение за деятельностью, выездное обследование ККМ. Предупреждать о внеплановых проверках налоговые инспекторы не будут.
Контрольная закупка
Закупка проводится в присутствии двух инспекторов, они вправе совершать осмотр и проверку техники, происходит ли выдача чека ККМ. Закупку также могут проводить дистанционно. По новым правилам инспекторы контролируют применение онлайн-касс в интернет-торговле, высылается ли электронный кассовый чек ККТ покупателю.
С 1 января 2023 года действует правило, что после проведения контрольной закупки деньги возвращаются проверяющему, кроме некоторых случаев:
- утрата у приобретённого товара потребительских свойств;
- возмещение проверяемым лицом расходов, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) в рамках контрольной закупки.
В свою очередь, проверяющий должен вернуть приобретённые во время проведения контрольной закупки товары, за исключением вышеназванных случаев.
При контрольной закупке правила о невозможности возврата некоторых видов товаров, установленные законодательством о защите прав потребителей, не работают. Товар приобретается не для потребительского использования и сразу возвращается продавцу после объявления о проведении контрольной закупки.
Проверка документов
При посещении владельца ККТ инспекторы имеют право требовать документы для проверки работы онлайн-кассы, получать письменные объяснения, проводить экспертизу. Проверка техники может проходить удалённо через личный кабинет ККТ.
Наблюдение за соблюдением требований
Инспекционный визит проводится, если имеется информация из открытых источников и жалобы о деятельности предпринимателя. К примеру, в интернете покупатели пожаловались на невыдачу чеков онлайн-кассы и оставили жалобы. Эта информация дошла до налоговой и была назначена внеплановая проверка.
Выездная проверка
Инспекторы имеют основание проводить осмотр и фиксировать нарушения в общедоступных местах работы владельца ККТ (открытые для посещения неограниченному кругу лиц). Осмотр техники проходит в присутствии контролируемого лица или его представителя и фиксируется на видеозапись. При возникновении подозрений о нарушении применения ККТ проводится контрольная закупка.
Также контролирующие органы могут прийти с профилактическим визитом, без штрафов и наказаний. Визит проводится в форме беседы по месту работы контролируемого лица или с использованием видеоконференции. Инспектор не вправе выдавать предписания об устранении нарушений требований действующего законодательства, но может просто дать рекомендации.
Использование электронных чеков
В законе № 54-ФЗ сказано о возможности представления кассового чека ККТ в электронной форме.
Электронный чек — это цифровой аналог бумажного кассового чека, который отправляется покупателю по электронной почте или SMS в виде PDF-документа, ссылки или изображения. Отправлять их может любая торговая точка или предприятие, занимающееся продажей и оказанием услуг. Для отправки электронного вида бумажного чека необходимо запросить контактные данные покупателя. Электронный чек ККМ имеет такую же юридическую силу, как и бумажный. По нему возможно сделать возврат или оформить налоговый вычет (п. 4 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).
Преимущества электронного чека онлайн кассы:
- долговечность: электронные чеки не выцветают, не портятся и не теряются;
- снижение расходов на чековую ленту и закупку краски;
- минимальная нагрузка на печатающие устройства, что продлевает срок их работы;
- экономия времени покупателя, нет очередей из-за долгого распечатывания чека онлайн кассы;
- уменьшение количества отходов.
Для покупателей есть сервис «Мои чеки онлайн», который хранит все полученные фискальные документы в одном месте.
QR-код электронного чека сейчас невозможно подделать благодаря зашифрованным в нём сведениям:
- дата и время проведения расчёта;
- номер фискального документа;
- признак и сумма расчёта;
- заводской номер фискального накопителя онлайн-кассы;
- фискальный признак документа.
Законодательные инициативы ФНС в сфере применения ККТ на розничных рынках
Законодательные инициативы — изменения, которые Федеральная налоговая служба России предлагает внести в Кодекс РФ об административных нарушениях и в закон № 271-ФЗ. Изменения отражены в законопроекте и касаются управляющих розничными рынками компаний (УК). По закону они обязаны:
- использовать сервис ФНС для подтверждения наличия у продавца на рынке зарегистрированной онлайн-кассы;
- приостановить работу продавца без ККТ;
- расторгнуть договор с продавцом без онлайн-кассы в течение 15 дней.
Если управляющая рынком компания не будет выполнять эти требования, то будут предусмотрены наказания. Поэтому УК получат доступ к сервису ФНС, который позволит в онлайн-режиме отслеживать возможные нарушения по применению ККТ техники и не допускать на работу недобросовестных продавцов.
Планируется также разрешить не использовать ККТ, если организация применяет единый сельскохозяйственный налог и площадь торгового места не более 15 кв. м Сельскохозяйственные кооперативы могут:
- не применять онлайн-кассы до 1 мая 2023 года;
- не указывать номенклатуру товаров в чеке до 1 января 2024 года.
Автоматизированная упрощённая система налогообложения
Экспериментальный налоговый режим по автоматизированной упрощённой системе налогообложения (АУСН) начнут применять с 1 января 2023 года в Москве, Татарстане, Московской и Калужской области.
Её особенности следующие:
- декларация не представляется в налоговый орган;
- налог рассчитывается в ФНС на основании данных ККТ, сведений от кредитных организаций и из личного кабинета налогоплательщика;
- ставка налога исчисляется в зависимости от объекта налогообложения: доходы — 8%, доходы минус расходы — 20%.
Налоговый режим смогут применить ИП и юридические лица с численностью сотрудников до 5 человек и годовой выручкой не более 60 млн руб.
Ответственность за нарушение правил применения ККТ
Бизнесу необходимо отслеживать правильное и своевременное проведение кассовых операций по онлайн-кассе. Проверять кассовые чеки ККТ, все ли платежи проходят по кассе и в случае сбоя техники ККМ вовремя формировать чеки коррекции. За несоблюдение требований применения онлайн-кассы налоговая служба будет применять санкции.
Применение онлайн кассы, не соответствующей законодательным требованиям и нарушение порядка регистрации кассовой техники ККМ в ФНС грозит следующим штрафом:
- для ИП и должностных лиц — 1500—3000 рублей;
- для предприятий — 5000—10000 рублей.
Непредставление документов на технику ККМ по запросу налоговых органов влечёт штраф:
- для ИП и должностных лиц — 1500—3000 рублей;
- для компаний — 5000—10000 рублей.
Невыдача чека онлайн кассы или его электронный вид (по запросу покупателя):
- штраф за непробитый чек ИП и должностных лиц — 2000 рублей;
- для организаций — 10 000 рублей.
При проверке могут появиться несколько административных правонарушений, которые объединяются и контролируемое лицо получит единое наказание за все нарушения. В ч.2 ст.3.5 КоАП РФ предусмотрен административный штраф, кратный сумме ущерба, причинённого в результате нарушения при работе с ККТ.
При несогласии с решением налоговой по закону можно подать жалобу, которую должны рассмотреть в течение 20 рабочих дней. При этом у предпринимателя могут запросить документы или дополнительную информацию о предмете жалобы. Срок на их представление — 5 дней.
Согласно поправкам ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ, штраф заменяется на предупреждение в случае, если нарушение совершено впервые и не привело к последствиям в виде причинения вреда или возникновения угрозы жизни и здоровью людей, объектам культурного наследия, безопасности государства. Если такие последствия имеются, то сначала будет проводиться проверка со взаимодействием (ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ).