В России активно внедряется проект по дополнительной маркировке лекарственных средств двухмерными кодами.
Подобный опыт уже имеется у других стран, успевших опробовать систему на практике. Базой служит модель двумерного кода под названием data matrix — разработка международной некоммерческой ассоциации по системам учета товаров GS1. Визуально код «дата матрикс» имеет вид небольших размеров матрицы прямоугольной формы со сложными узорами внутри. Внешне это похоже на привычный потребителю QR-код.
Внедрена | Внедряется | Планируется |
---|---|---|
Аргентина | США | Мексика |
Индия | Канада | Южная Африка |
Китай | Россия | Чили |
Южная Корея | Евросоюз | Колумбия |
Турция | Бразилия | ЮАР |
Италия | Египет | Алжир |
Саудовская Аравия | Ливия | |
Иордания | Пакистан | |
Узбескитан | ||
Белоруссия |
Реализация мероприятий по маркировке препаратов имеет следующие цели:
обеспечение надежной защиты потребителя от фальсифицированных и контрафактных товаров
возможность проверки потребителем легальности приобретаемого лекарства
создание условий для развития справедливой конкуренции на фармацевтическом рынке
Введение в действие европейской директивы о маркировке лекарственных средств состоялось в 2011 году. Франция стала первопроходцем в этой области. Однако обязательность исполнения предписаний отложена до 2018—2019 годов. В США аналогичная программа сериализации стала работать с 2015 года. Однако пока что это касается только серий, отдельные пачки стали отслеживаться лишь с конца 2017 года.
В Турции маркировка лекарственных средств используется с 2012 года. Процедуре подлежат все выпускаемые в стране препараты. Лекарственные средства, произведенные на территории Турции, маркируются на автоматических линиях. Для импортных препаратов осуществляется распечатка кодов с помощью принтера и их последующее наклеивание вручную. Информация считывается сканером и передается в общую систему с целью отслеживания перемещения товара до аптечной точки. В связи с этим имели место случаи доставки лекарств, приписанных к одной точке продажи, в другую, где затруднялась их реализация вследствие несоответствия кодов. На ликвидацию проблем, обусловленных введением отдельной маркировки, ушло около 4 лет.
В других странах идея маркировки лекарств была воспринята с большей осторожностью. Реализация эксперимента в этой области в Германии продолжается с 2013 года. На данный момент он не близок к завершению, при этом результаты осуществленных мероприятий оценивают неоднозначно. Швейцария не планирует вводить маркировку лекарств минимум до 2019 года. Аналогично поступают и США — при воплощении на практике пилотных программ выявились серьезные трудности.
С какими сложностями столкнулись
Общая продолжительность реализации проекта в странах Европы насчитывает уже 7 лет. В России предполагается добиться решения задачи на протяжении более короткого периода — в течение одного года.
Переоснащение упаковочных линий сопряжено с крупными затратами. Потребуются серьезные инвестиционные вложения в инфраструктуру производителя и всей товаропроводящей цепи. Однако понесенные производителями расходы компенсируются путем снижения убытков от фальсификата и препаратов, реализуемых по демпинговым ценам, посредством снижения расходов на возвраты просроченной продукции и ее отзыв и пр.
Если говорить о качестве проводимого лечения, сериализация позволит сократить число ошибочных назначений лекарства, объемы фальсификата и препаратов ненадлежащего качества в больничном обороте. В конечном итоге улучшается показатель DALY, отображающий потери трудоспособных лет.
Хотя имеются определенные трудности реализации на практике новой модели и риск роста цен на продукцию, ее внедрение позволит получить серьезные выгоды экономического и социального характера.
Сериализация и агрегация стали источником дивидендов для тех участников рынка, кто успел инвестировать крупные суммы в проект. Почти половина из них вложили средства в размере более 50 млн долларов.
Свыше 70 % имеют в планах использовать полученные в ходе сериализации сведения, чтобы наладить бизнес-процессы. 86 % предпочли расширить контур сериализации за рамки предприятия. Отслеживание движения товара осуществляется на уровне групповых и внешних поставщиков. 72 % регистрируют серийные номера транспортных упаковок лекарств, чтобы обрабатывать заказы дистрибьюторов и контролировать поставки товара конечным потребителям.
Почти половина успели завершить проекты по агрегации маркированной лекарственной продукции. Ключевым фактором, служащим в роли толчка, становятся требования рынка.
А что у нас с внедрением ?
Подобная тенденция имеет место и в России. Уже в течение ближайших полутора лет в планах правительства обозначено промаркировать все выпускаемые на рынок лекарства. Пока что проект носит пилотный характер. Однако его обнадеживающие результаты позволяют свидетельствовать о высокой эффективности. В связи с этим уже с начала 2019 года будут введены новые правила работы. На отработку технологии отводится год.
Суть нового законодательного акта о маркировке лекарственных средств заключается в необходимости обозначения упаковки каждого препарата посредством нанесения специального, внешне идентичного QR, кода. Продукт вносится в единую информационную систему. Для клиента код необходим для того, чтобы убедиться в подлинности используемого средства.
Правительство получает возможность отслеживать выпущенные объемы лекарственных средств, время изготовления, можно также проконтролировать, сколько препаратов доставлено на склады и в каждую из аптечных точек. Тем самым нивелируется риск продажи поддельного препарата. Выгоды для рынка заключаются в снижении убытков от фальсификата, росте эффективности логистики, открытии путей выхода на внешние рынки за счет соответствия международным требованиям.
С 1 февраля по 31 декабря 2017 года на территории 6 регионов РФ проводился экспериментальный проект, поделенный на три этапа. В ходе первого этапа было промаркировано свыше 50 наименований аптечных товаров. QR-код, нанесенный на упаковку средства, отображает данные о подлинности продукта, сроках его изготовления, компании-производителе, номере партии и товара.
Посредством считывания индивидуального 2D-кода система отслеживает перемещение каждого лекарства на всех этапах движения: от производителя до дистрибутора, затем до аптечного пункта и до конечного потребителя. Фармацевтические компании обязывают передавать всю информацию относительно индивидуальных номеров отгруженных препаратов в единую электронную систему ИС «Маркировка».
На данный момент соответствующие компетентные центры по программе внедрения маркировки лекарственных средств созданы в 35 регионах РФ. За время тестирования системы правительством было заведено 12 уголовных дел. Отдельные прошедшие процедуру маркировки средства безвозмездно поставлялись в медучреждения одних регионов, в то время как продавались в аптечных пунктах других. В скором времени планируется довести до ума проект и передать его на дальнейшее рассмотрение. Соответствующий законопроект уже принят в первом чтении. Планируется обеспечить полный охват маркировкой гражданского оборота лекарств уже в 2019 году.
Принимающие в пилотном проекте участие фармацевтические компании подключились к нему заранее. Остальным игрокам рынка рекомендуется внимательно следить за развитием событий и уже сейчас позаботиться о приобретении необходимого оборудования и программного обеспечения.
Блок стилей "STYLE"